CHALLENGE ROTH. МОЁ ТЕЛО, МОЯ ГОЛОВА И МОЁ Я.
В гонках Ironman у каждого человека рано или поздно, но все-таки возникает диалог между его ЖЕЛАНИЯМИ, непосредственно исполнителем данного соревнования - ТЕЛОМ и стратегически важным и хитрым звеном всей незамысловатой схемы под названием организм - ГОЛОВОЙ. Мой рассказ именно об этом.
Сейчас я сидел на траве под деревом и медленно и неторопливо выдавливал гель из упаковки. Часы показывали 6 утра, я находился недалеко от канала, где через полчаса будет дан старт очередному Айронмену. Это была Германия.
Зачем я здесь? Ведь сейчас мне хочется спать и совершенно не хочется лезть в воду и куда-то плыть. Вместо того, чтобы мирно спать на своем любимом диване, я нахожусь за 3000км от дома под деревом, положив голову на твердый и неровный корень. Солнце начинает подниматься, освещая мои спокойные и немного сонные глаза. Облаков нет, значит через полчаса солнце поднимется еще выше, и когда я буду плыть и дышать под левую руку, оно будет светить мне в глаза. А изотоник я хорошо развел, не сладкий получился. А если взять в рот немного геля и налить туда немного изотоника, а потом еще потрясти, получается очень забавная штучка.
О чем думают люди перед стартом Айронмена. Я часто видел видео, где показывают человеческий взгляд перед стартом и всегда задавался этим вопросом. Тревожные и немного испуганные глаза. Что происходят в их головах? Знаете, что я Вам скажу: В ЭТИ МГНОВЕНИЯ ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ КАКУЮ-ТО СВОЮ СПОРТИВНУЮ ГАРМОНИЮ. Тот, кто понял, тот понял. Тот, кто не понял – объяснить не смогу.
До старта оставалось 30минут и было время, чтобы прокрутить в голове сегодняшнюю гонку.
Мне кажется, что сегодня все может получиться.
Я не боюсь этого плавания. Вспомни Францию и ты сразу успокоешься здесь. Ведь не будет той самой толкотни, и ты не будешь терять скорости на поворотах. Здесь не будет той ужасной соленой воды, которая сделала все, чтобы заставить понять, что такое Айронмен. Велоэтап не будет таким тяжелым, а бег будет проходить в большей степени вдоль канала – а значит ты будешь обдуваться свежим ветерком. Это должна быть твоя гонка. Гонка, в которой можно и нужно плыть, ехать и бежать так, как ты умеешь.
Я взглянул на свои ноги, пододвинул к себе и обнял их руками.
Мы готовы сегодня вывернуться на изнанку и терпеть боль настолько долго, насколько это будет необходимо. Ты дал нам адекватную и нужную нагрузку за эти 2 недели, поэтому мы полностью готовы к бою.
Все основные мышцы были затейпированы. Во Франции мне преподали урок, который не усвоить может только дурак или сумасшедший. Снова вставать на эти грабли я не хотел. Помня о том, как прекрасно работали тейпы на Джейране, я потратил несколько часов накануне, чтобы забыть о сведенных мышцах на целый следующий день.
Какое это будет плавание? Проплыв в Ницце за 1:06:30 я подозревал, что этот результат будет превзойден. Но не намного. Я по-прежнему плавал медленно. За 2 недели ничего не могло измениться. А значит, и результат будет примерно одинаковым. Я допускал плыть медленнее. 1:10 – это был бы очень хорошим результатом. Основная задача – доплыть без проишествий, быстро пройти транзитную зону и начинать работать на велосипеде. Я заведомо завышал время на плавании, понимая, что нельзя верить в 1:06:30. Трасса могла быть короче, поэтому ориентироваться на Ниццу было неправильно. Однако, я сидел под тем деревом и надеялся. Надеялся, конечно, только на свои силы.
За 10 минут до старта, я плюхнулся в воду.
Как же мне прохладно. Через 10 минут я начну активно работать руками и ногами и быстро согреюсь, но сейчас зубы стучали.
Единственное, почему я не люблю плавание, это потому, что в начале всегда холодно. Мои телосложение 65кг на 177см роста говорит о совсем небольшой жировой прослойке. Точнее на ее почти отсутствие. Мне приходится перебарывать лень и буквально заставлять выйти из дома и поехать в бассейн. Я очень не люблю дорогу на тренировку, поэтому для меня проще всего бегать или крутить педали. Однако, другого пути, как плюнуть лени в лицо и поехать на тренировку, нет.
Занырнув в канал, я поплыл к условной линии старта. Зубы начали стучать, в большей степени от холода и немного от волнения. Но время просто летело, и спустя какие-то минуты я уже доплывал свои первые 100м в этом увлекательном путешествии под названием Айронмен.
Да куда ж Вы плывете? Зигзагообразное плавание некоторых спортсменов в первые минуты плавания меня удивляло. Такое впечатление, что придется немного притормозить и пропустить их. Пусть плывут, а я поплыву к первому буйку.
Буквально пару ударов по голове и вот справа и слева от меня никого нет. Кто-то уплыл вперед, кто-то остался сзади.
Ах, какой же рай настал. И вода не соленая, правда цвет у нее темный, но плавая в российских болотах как-то привыкаешь. И по голове никто не хлещет, плыви себе в удовольствие. А вот интересно есть ли течение? Когда я стоял на берегу накануне я плюнул в канал и ответил на свой вопрос, который возник, но уже на следующий день. Такс, значит сейчас я плыву против небольшого течения. Значит мне нужно переместиться ближе к берегу, наверное, там течение поспокойнее.
Честно говоря, я так и не понял, где легче плыть, около берега или вдоль лодок, которые делили канал пополам. Однако, голова думала, а тело постоянно перемещалось, ища более комфортные условия для плавания.
Доплыв до последнего буйка, я развернулся на 180 градусов и поплыл обратно. Уже по центру канала.
После очередного гребка я глянул вперед.
Ох и далеко я уплыл. Ну, сейчас немного поработать, доплыть обратно, там еще небольшая петля и плавание закончится. Вообще, нормально так плывется, небыстро, зато уверенно и не сбивая дыхания. Надо зимой над руками поработать, дышу то нормально, ноги хорошо работают, а вот рукам не хватает. Гребок пустой, начинаешь вроде как грести, и руки закисают, пульс учащается и вообще бардак начинается какой-то.
А что ты хотел? Как подготовил нас, так и плывем.
Да конечно, если учесть, что еще год назад ты был полным топором и старался на воде никуда не торопиться, то сейчас в плавании наблюдалась определенная система. Радуйся, что руки и ноги гребут, пусть не быстро, но гребут.
Сложно не согласиться с утверждением головы, которая хоть и дала сбой во Франции, но по-прежнему,пользовалась авторитетом.
И вот, спустя, наверное, минут 40-45, я доплыл до места, откуда стартовал. Дыша, под левую руку, я увидел толпу и весь этот кипишь на берегу. Пока разглядывал и рассматривал, умудрился проплыть, и стало вновь нечем заняться. Взглянул вперед и увидел последний буй, после которого все разворачивались.
Дак, это после него метров 300 и до него метров 200. Значит минут через 10 я вылезу из воды. Какое-то сегодня быстрое плавание получилось. Не потому что я быстро плыл, а потому что было чем заняться и о чем подумать. Можно и еще проплыть столько же.
Ну да, конечно. Мы так-то давно уже не гребем и лишь перемещаемся.
Да не, решено, все-таки на второй круг не поплыву.
Ну-ну… Взгляну на твой юмор, километров так за 10 до финиша всей гонки.
Ну там так-то всем будет плохо, вам, кстати, в первую очередь.
Хватит болтать, доплываем. Сколько раз себя ловил на мысли, что я уже где-то в другом месте или возник совсем странный диалог. Мне иногда даже хотелось подумать о чем-то непонятном. Дак времени много, в обычной жизни на этот бред не обращаешь внимания, а тут можно было полностью углубиться в суть любого вопроса.
Пока я углублялся, мне уже протягивают руку и помогают выйти из воды. Мысли пропали и начался транзит.
Едва выйдя из воды, я взглянул на часы.
Ничего себе! 1:04:00! Две с половиной минуты куда-то пропали. О подобном времени еще несколько месяцев назад я даже и мечтать не мог, а сейчас первый этап завершен с очень быстрыми секундами.
Почему я так быстро проплыл, я не знаю. Неужели гидрокостюм придает такую плавучесть, что смог выиграть у своего темпа в бассейне 12 минут. Или это канал с небольшим течением. Увы, никто не знает, но после этого этапая поверил в свое плавание.
Забежав в транзитную зону и схватив свой мешок, я добежал до крытой большой палатки и начал энергично стягивать гидрокостюм. Буквально тут же ко мне подбежал волонтер и начал помогать.
Неужели, я так плохо смотрюсь?
Видя, что мне помогают, я сел на стул и меня буквально раздели. Я начал одевать велофутболку, а мои вещи были уже сложены в мешок. Пока я капался, мой мешок уже унесли.
Транзит продолжался, а время тикало. У велосипеда я прокапался добрую минуту, рассовывая по карманам гели, которые так и не пригодились.
Велосипед начался стремительно. Почти сразу установилась скорость 40-44км/ч. Как только я положил руки на лежак, произошел короткий, но отчетливый звук. Мои очки ударились о трубочку, торчащую из аэродинамической фляги, закрепленной на лежаке. Голова проснулась.
Ну, что, есть то будем? Или, чтобы поесть, нужно вспомнить Францию? Да нет, конечно, ничего вспоминать не надо. Сейчас я немного попью, вработаюсь, наберу скорость и нормально поем.
Спустя пару километров я немного подкрепился. Жидкий гель Squeezy, перелитый в одну большую флягу очень хорошо помогал. Еще МТБ многодневка Джейран Трофи позволила понять, когда и сколько нужно есть, чтобы не иметь последствий спустя 3-4 часа интенсивной работы. Но во главе всего стояла жидкость. Она как легко залетала в организм, также легко и усваивалась. Четко понимая ошибки предыдущих гонок и имея возможность пить каждую минуту, я делал это. Мне ничего не стоило, как просто втянуть в себя глоток жидкости из моей фляги.
Голова постоянно работала.
Первые 40км со средней скоростью 36км/ч. Что ж, пока все идет по плану. Немного поднялся ветер и на этих полях он забирает у меня несколько километров от скорости. Однако, при достаточно низкой интенсивности у меня неплохо получается держать нужный мне темп. Справа и слева начали появляться облака. Это плохо. Вполне возможно обещанный дождь рано или поздно появиться, а вместе с ним и подует сильный ветер. Я начал высматривать направление ветра. Ну, хорошо, первый круг я проскакиваю. Представляя в голове карту велоэтапа, я понимал, что совсем скоро мы повернем в обратную сторону. И тут ветер будет либо в спину, либо боковым. Теперь остается доработать первый круг и начать бороться с ветром в первые 30км второго.
Шло время, а вместе с ним я продолжал мотать километры. Первый круг подходил к концу и впервые в гонке в разложенный план вмешались ноги.
Ну, замечательно, скорость, конечно, хорошая, и на коротких холмах ты стоя отрабатывал. А теперь смело можешь добавлять 10 минут, и это будет время второго круга.
Сейчас не должно быть никаких проблем, и я точно это знаю.
Конечно же, проблем нет. Однако, впереди 42 километра бега и если ты хочешь выскочить из 10-ти часов, необходимо сбавить интенсивность и перестать работать на коротких холмах стоя. Если бы это был финиш, мы легко могли начать добавлять хоть сейчас и на финиш выдать то, на что мы способны. Но заложенная в нас информация перед гонкой останавливает нас именно сейчас.
Действительно, спорить против железобетонного утверждения было бессмысленно. Сбавляя сейчас и начиная аккуратно работать, я имел все шансы добраться до бега в идеальном состоянии.
Вот и умничка, очень здорово, что ты наконец понял, что с нами спорить нежелательно и даже твоя голова не поможет крутить и бежать быстрее.
Вообще-то если бы не я, вы бы вообще ничего не смогли. С другой стороны мне ничего не остается, как схавать эту информацию. Ничего, я подожду финиша и все-таки заставлю вас закислиться, уже будет не отвертеться.
Удивительно, но как голова смогла уговорить меня сбавить темп и успокоиться – честно говоря, я до сил пор не понимаю. Прекрасно зная свой характер, для меня это было открытие. У меня полно сил, а мой темп немного снижается. Однако, я выполнял четкие команды и следовал плану, внося определенные поправки.
Теперь гонка IRONMAN для меня – это четко спланированное времяпрепровождение. И чем правильнее план, тем меньше неожиданностей. Конечно, мы все любим приключения, но когда речь идет о гонке и результате в ней, черт бы побрал эти внезапные обстоятельства. Однако, планы в гонках частенько рушатся. Почему? Частично, это неправильно спланированная тактика. Частично неверно подобранное питание, как накануне, так и в течение соревнования. Частично, это внезапные обстоятельства и судьба. Но все-таки планы рушатся тогда, когда твое Я,твоя голова и твои ноги не могут договориться между собой. Одни хотят рвать и метать, другие хотят рвать и метать в определенное время, а третьи либо совсем не хотят, либо не хотят сейчас, либо просто не могут. Именно четкая и адекватная работа всего организма дает результат. Когда вокруг тебя полно спортсменов, но на трассе ты один. Эта гонка сделана для тебя и больше никого нет рядом. Результат будет зависеть от слаженности твоего тела и твоей головы. Время дано только для контроля прохождения отрезков, а не для анализа успеваю я или нет. Человек очень странно устроен, что если он начинает немного отставать от времени, то догнать бывает либо совсем сложно, либо невозможно. Ты всегда можешь собраться и догнать спину впереди бегущего спортсмена, но догнать спину времени порой слишком тяжело. Поэтому самый главный и самый страшный соперник Айронмена – это Время. Времени плевать, что ты там задумал, оно просто тикает. Его не волнует сколько ты поел и как ты бежишь сейчас. Все решает средняя скорость и тут время одерживает верх. Но не всегда. Даже, несмотря на ветер, которые подует в следующем абзаце моего рассказа, я все равно обманул 10-ть часов и дальше Вы узнаете почему.
Такс, похоже у нас начинаются проблемы. Ветер изменил направление и подул со страшной силой. Еще на первом круге он был несильным и дул в лицо. Сейчас же, на этом участке трассы он был в спину, с боковыми порывами. Нда, что-то меня начало пошатывать.
Проехав 40км, кое-как поддерживая скорость 35-40км/ч, я подъехал к единственному длинному подъему. Скорость упала до 15-20км/ч. Работать стоя я не имел права, поэтому сидя раскручивал края. Потеряв какое-то время на подъеме, я должен был крутить 40-50км/ч, чтобы догнать темп. И вот тут-то ветер сделал свое дело, начиная постепенно отдалять меня от заветного времени.
Даже если я сейчас совсем встану и доеду со скорость 30км/ч, у меня все равно будет 3,5 часа на марафон. Однако, у меня не будет никакого запаса и ошибаться будет уже нельзя.
Напряжение – не скажу, что оно начало нарастать. Просто работать мощнее я не имел права, мои ноги четко контролировали ситуацию. Если бы не было ветра, я комфортно держал бы скорость 34-38км/ч и финишировал на велоэтапе с временем 5:10 в очень свежем состоянии. Дувший ветер забирал 4-6км/ч от скорости и в итоге отобрал у меня 10 минут сверху запланированного.
Итак, имеем первые 90км за 2:30 и вторые 95км за 2:50. Дистанция оказалась длиннее и уже после первого круга я это осознавал. Что ж, последний отрезок отработан плохо. Теперь ветер был только на руку, и как же мне хотелось, чтобы он подул посильнее.
На второй транзит было затрачено всего полторы минуты. Я делал все быстро, хотя понимал, что на первых километрах бега станет ясен исход сегодняшней гонки. Смогу ли я вытерпеть этот долбанный марафон?
Я выбежал из транзита и уже через километр был вынужден немного отклониться от маршрута. Моему терпению, длившемуся с начала велоэтапа, пришел конец. Облегчение и восторженные возгласы людей заметно приподняли мне настроение. И вот начался бег.
Больше всего мне хотелось сейчас увидеть Наташу и сказать, что у меня всё в порядке. Я понимал, как ей тяжело и что она прекрасно помнит Францию и то, что было на беге и после окончания гонки. Я вглядывался вдаль и старался отыскать ее взглядом на протяжении всего марафона – но так и не нашел.
Как же шикарно я себя чувствовал.
Неужели за 180км я все-таки смог сохранить свой организм свежим и бодрым. У меня не укладывалось в голове, что мое снижение темпа во время велоэтапа сработало и сейчас я могу совершенно спокойно держать темп 4:30 на километр. Мне казалось, что я совсем недавно проснулся и вышел на пробежку. Бежать было настолько легко, что я совершенно расслабился. В желудке не было никакой тяжести, поэтому я мог спокойно «отпустить бока» и бежать, как мне нравится.
Первые 20км бега пролетели очень быстро. Каждые 2-3км я считал темп и вычислял.
Вот эта та скорость, которой я могу быть доволен. Помимо неплохого времени я кайфовал от бега. Раньше, когда я только начинал бегать на лыжах, ездить на велосипеде, больше всего я хотел научиться бежать или ехать на протяжении долгого времени. Мне хотелось посмотреть значительно больше интересных и красивых мест. Я никогда не любил и не люблю останавливаться, поэтому до сих пор на тренировках я ем и пью на ходу и мне это нравится. Сейчас же я наслаждался постоянным движением уже на протяжении восьми часов.
Еще бежать 20км, но уже сейчас я укладываюсь в 10 часов, даже если снижу темп до 6мин на километр. Эти 10 минут запаса, которые я рассчитал еще пару километров назад остаются на форс-мажоры, коих в гонках Айронмен превеликое множество. Неужели, у меня все-таки получится то, к чему я стремлюсь весь этот день.
В этот момент гонки время вышло на первый план. Результат вышел на первый план. Я не просто добегал, как это было во Франции, я бежал за результатом, который в первую очередь удовлетворил бы мои желания и стремления.
Я продолжал бежать и по-настоящему тяжело стало за 10 километров до финиша. Как раз в этот момент гонки появился небольшой рельеф. Я дернулся и взвинтил темп, но тут же получил ответ.
Куда это мы так? Так-то нас держат только тейпы.
На самом деле ноги были на грани судорог, но их держал тейп, который хоть и местами уже отвалился, но все-таки он работал. Как только я заработал поинтенсивнее ногами и руками у меня свело что-то под коленом и руки в районе локтя.
Такс, пора сбавлять обратно, иначе могут быть проблемы. Я успеваю и это главное. Сейчас надо просто стиснуть зубы и держать темп, который уже находился в районе 5 мин на километр.
Последние 5 км дались на самом деле очень тяжело. Я понимал, что успеваю, но боль и страдания нарастали настолько стремительно, что иногда возникал психоз. Когда хочется кричать от боли. Когда хочется остановиться или перейти на шаг, но этого нельзя сделать. Почему нельзя? Тебе не позволяет твоя голова. Вот как раз то самое состояние, когда ноги уже не могут, но голова прекрасно все соображает, а твое Я не дает тебе опустить руки. Это я называю слаженной работой. И эта гонка получилась. Получилась ровно такой, как я ее задумал. Все, что было у меня в голове я воплотил в жизнь и добился этого времени: 9 : 52 : 17.
После Франции я был сметен и расстроен. Но мне хватило 2-х недель, чтобы собраться с силами, провести работу над ошибками, проанализировать все моменты гонки и сделать нужные поправки.
Еще с самого начала сезона, где-то с конца апреля, я отодвинул многие веломарафоны на второй план и стал больше уделять времени бегу, больше отдыхал и старался не допустить любой перегрузки. Я вышел на пик формы еще к Франции, но та гонка не получилась совсем по другим причинам. В любом случае я смог перешагнуть 10-ти часовой рубеж уже через 2 недели и могу считать этот сезон успешным. Задание выполнено.
Автор - Засыпкин Валентин - команда Multi-Team